Понятие и основные типы партнерских программ

Choosing-Your-Affiliate-Program[1]

Партнерская программа (affiliate program, партнерка) — это вид, форма и способ делового сотрудничества между рекламодателями (продавцами определенных товаров или услуг в сети Интернет) и партнерами (affiliates), при котором партнеры (компаньоны, издатели, представляющие собой юридические или физические лица, а также зарегистрировавшиеся в партнерской программе веб-ресурсы) привлекают пользователей на сайт продавца-рекламодателя, за что получают вознаграждение в виде доли (процента) от продаж или фиксированной в условиях партнерства суммы за какое-либо заранее определенное действие пользователя или совокупность таких действий, завершающихся покупкой им товара или услуги. Партнерские программы могут организовываться как непосредственно купцом (продавцом, рекламодателем), так и специализированной посреднической организацией (в частности, различными рекламными агентствами).

Основная идея партнерской программы состоит в том, что компания-организатор предлагает издателям (вебмастерам, владельцам веб-ресурсов) разместить специальные рекламные блоки на страницах их сайтов. При этом организатор партнерской программы (купец-рекламодатель или рекламное агентство) обязуется оплачивать рекламные услуги издателей (партнеров, подрядчиков) на некоторых заранее заданных условиях. Партнерская программа позволяет купцу (продавцу, рекламодателю) существенно сократить расходы на привлечение конечного покупателя.

Партнерские программы являются одним из самых эффективных инструментов интернет-маркетинга. Партнерская программа выгодна как совокупному организатору (купцу, рекламодателю и специализированным рекламным агентствам), так и участникам (партнерам, аффилиатам). Организатор потенциально неограниченно расширяет аудиторию своего сайта, продает больше товаров или услуг, а участник (партнер) получает заслуженное вознаграждение.

Для участия в партнерской программе издателю (владельцу сайта) необходимо зарегистрироваться, сгенерировать HTML-код партнерского баннера или ссылки (это делается автоматически на сайте организатора) и вставить полученный код в код своих страниц, разместив тем самым баннеры или ссылки организатора на своем сайте. В большинстве случаев прием сайта в партнерскую программу осуществляется по итогам его проверки модератором партнерской программы.

Принцип вступления и участия в партнерской программе достаточно прост и, как правило, сводится к регистрирации издателя (веб-сайта) в партнерской программе, открытию специального внутреннего счета в партнерской программе, получению и установке на страницах сайта-партнера индивидуальной партнерской ссылки (кода).

После этой процедуры каждый кликнувший по данной ссылке потенциальный клиент перенаправляется на веб-сайт продавца, в базе данных которого автоматически появляется запись, что клиент пришел именно по партнерской ссылке данного партнера (издателя). Если клиент, пришедший по идентифицированной таким образом партнерской ссылке, делает покупку товара или услугу, на специальный счет партнера зачисляется комиссия, которую потом можно в установленном порядке монетизировать в соответствующих платежных системах.

Наиболее распространенные партнерки сегодня — это партнерские программы интернет-магазинов, туристических агентств, гостиниц, хостинг-провайдеров и др. субъектов бизнеса. Интенсивное развитие партнерских программ, увеличение их количества и качества, привело к появлению как специализированных интернет-ресурсов по партнерским программам (форумов по партнерским программам, специализированных сайтов-каталогов с аналитикой и ссылками на сайты конкурирующих компаний, где посетитель может сделать выбор среди множества предложений), так и активных деятелей партнерского бизнеса — специализированных на партнерских программах компаний, обладающих развитыми интернет-технологиями и выступающих посредниками между купцами (рекламодателями) и издателями (партнерами, аффилиатами).

В зависимости от вида активности, за который рекламодатель предлагает вознаграждение своим партнерам, можно выделить несколько типов партнерских программ:

1. За продажи (партнеру выплачиваются комиссионные от совершенной пользователем покупки по факту оплаты товара) (англ. Cost Per Sale, CPS).

CPS — Cost Per Sale Оплата за продажу англ. (Cost per sale, CPS) — ценовая модель, при которой рекламодатель платит в случае покупки посетителем товара. Как правило, партнер получает определенный процент от стоимости товара. Другое название данной схемы — PPS (Pay Per Sale). Модель CPS является наиболее выгодной с точки зрения рекламодателя.

2. За действие (за заполнение анкеты, подписка на рассылку, ответы на вопросы голосования и т.д.) (англ. Cost Per Action, CPA, PPA).

CPA — оплата за действие ( англ. Cost Per Action, Pay Per Action, PPA), стоимость за действие — ценовая модель, при которой рекламодатель платит партнерам (издателям), за конкретные действия привлеченных посетителей (заполнение регистрационных форм, подписка на рассылку и др.). Синоним этой схемы оплаты — CPL (англ. Cost Per Lead). Рекламодатель платит при регистрации посетителя или заполнения им анкеты. Другое название схемы — PPL (Pay Per Lead).

3. За клики (за переходы с сайта партнера на сайт рекламодателя) (англ. CPC — Cost Per Click) PPC.  CPC — Cost Per Click Другое название схемы — PPC ( англ. Pay Per Click).

По этой схеме рекламодатель платит за каждый клик по своему баннеру или ссылке. Популярность CPC была значительно подорвана из-за систематической практики сетевого мошенниччества, представляющего собой искусственное накручивание с помощью автоматизированных скриптов или программ кликов недобросовестными партнерами (англ. Click fraud).

CPV (стоимость за посетителя — близкая к CPC ценовая модель, англ. Cost per Visit). Данная схема в принципе аналогична CPC, но сложнее технологически (учет можно вести только непосредственно на стороне рекламодателя). По схеме CPV цена устанавливается за посетителей, попавших на сайт рекламодателя (как правило, за 1000). Это позволяет отсечь посетителей, кликнувших на ссылку на сайте издателя, но (по каким-то причинам) не попавших на сайт рекламодателя.

4. За время (за фиксированный период размещения рекламной ссылки на веб-сайте) (англ. Flat fee advertising, FFA).

Фиксированная плата (англ. Flat Fee Advertising) — популярная ценовая модель размещения рекламы за определенный календарный период времени без учета количества показов и кликов. Модель FFA — одна из самых популярных схем размещения и оплаты рекламы в сети Интернет. Размер платы устанавливается в зависимости от посещаемости страниц, тематики сервера, расположения рекламы на странице и других важных параметров.

5. За показы (рекламодатель платит за 1000 показов своих рекламных материалов) (англ. Cost Per Impression, CPI, Pay Per Impression).

Другое название данной схемы — PPI (англ. Pay Per Impression). Когда стоимость определяется за 1000 показов, это называется CPM. CPM — ( англ. CPM Cost per thousand или Cost per millennium; M — римская цифра «тысяча») — стоимость за тысячу показов различных единиц рекламы, обычно баннеров. Расчет идет за количество показов, подсчет которых ведет программа. Система считает, что показ был осуществлен, если браузер пользователя загрузил баннер .

6. Комбинированные схемы оплаты.

Некоторые партнерские программы совмещают в себе несколько саомстоятельных схем оплаты (например, платят как за показы и клики, так за продажи одновременно). Размер вознаграждения, ценовые модели, сроки выплат и т.д. определяются каждой партнерской программой отдельно и публикуются на вебсайте организатора в соответствующих разделах описания ПП.

 Многоуровневые партнерские программы

Существуют партнерские программы, которые платят не только за посетителей, но и за привлеченных партнером других партнеров. В этом случае тот партнер, кто привлекает другого партнера к программе, получает некоторый процент от его заработков (при этом комиссия не вычитается из этих заработков, комиссионные платит сама партнерская программа). Другими словами, субъект (издатель) «А» участвует в некоторой партнёрской программе и получает выплаты за подтвержденную активность привлеченных им посетителей. Если партнер «А» привлечет к участию в партнёрской программе также издателей (владельцев сайтов) «В» и «С», то вся будущая выгода, которую получат «В» и «С», отразится на доходах «А» в качестве некоторой небольшой дополнительной комиссии. Такая система приносит прибыль целой иерархической сети партнеров, которые могут даже и не подозревать о существовании друг друга. При этом, разумеется, в максимальном выигрыше оказываются те, кто находится на самом верху такой структуры.

Выплата партнерского вознаграждения 

Условия, определяющие вид и размер вознаграждения, способы и сроки выплат  партнерам, фиксируются в специальном разделе, предусмотренном в каждой конкретной партнерской программе. Выплаты партнерам практикуются, как правило, в определенные сроки, чаще всего — один-два раза в месяц. Практически во всех партнерских программах устанавливается минимальный размер выплат, то есть объем средств, менее которого партнер не может получить деньги. Выплаты осуществляются с помощью различных электронных платежных систем  в форме чеков, банковских переводов и т.д.

 Управление партнерской программой Успешная реализации партнерской программы предполагает высокий уровень качества программного обеспечения, используемого организатором (вплоть до создания специальных программистских подразделений в рекламных агентствах), и наличие продуманной продвижения своей партнерской программы в сети Интернет.

Для организации партнерской программы компании используют специальное программное обеспечение, гарантирующее корректное выполнение, как минимум, следующих функций: а) регистрацию партнеров и поддержку пользовательского интерфейса; б) подсчет посетителей, пришедших по ссылкам с сайтов издателей-партнеров, а также совершенных ими покупок и других действий на сайте организатора; в) подсчет количества показов баннеров и текстовых ссылок организатора на сайтах партнеров; г) ведение счетов партнеров и расчет причитающихся вознаграждений; д) автоматическое отслеживание злоупотреблений со стороны партнеров; е) сбор и анализ статистики как в автоматическом, так и в ручном режиме.

Злоупотребление и мошенничество в партнерских программах

 Со стороны организаторов партнерских программ

Случаи злоупотребления и мошенничества со стороны компании-организатора партнерской программы, мало заботящейся о своей репутации, сводятся к следующим основным: а) деформация (как правило, занижение) числа оплачиваемых элементов статистики партнеров, б) затягивание выплаты комиссии или уменьшение заранее оговоренных норм выплат; в) необоснованные обвинения партнера в мошеннических методах привлечения трафика и отказ платить за него.

 Со стороны партнеров

Основным методом злоупотребления и мошенничества со стороны недобросовестного партнера является «накрутка» (искусственное увеличение количества) показов, переходов по баннерам или фальшивые регистрации. Подобные методы более или менее точно отслеживаются партнерскими программами, и нечестных партнеров штрафуют или исключают из партнерской программы. 

Статья подготовлена аналитической службой ООО «Даблтрейд». При перепечатке ссылка на блог компании «Даблтрейд» (http://www.marnet.ru/) обязательна.